Разделы сайта

Читаемое

Обновления Mar-2024

Промышленность Ижоры -->  Конструирование узлов машин 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 [ 18 ] 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149

Глава 4 БАЗИРОВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ

4.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Детали работающей машины находятся или в неподвижном состоянии, или в относительном движении. Так, например, детали редуктора или коробки передач - корпус, крьпики, стаканы и пр. - неподвижны. Валы со всеми установленными на них деталями вращаются относительно неподвижного корпуса. В то же время, ряд де й расположенных на валу, таких, напримр, как --те колеса, кольц; п ип Г.ов качения, втулки и пр., неподвижны ала.

При сборке ..1ашины детали устанавливают одну относительно другой в определенном патожении. Установку, или, как говорят, базирование, деталей вьшолняют как по плоским, так и по цилиндрическим поверхностям или по комбшиции этих поверхностей, которые называют базовыми или базами.

Базовые поверхности деталей создают при их проектировании, поэтому очень важно, чтобы на этапе разработки конструкции были созданы хорошие базы - одно из необхсщимых условий надежной работы машин.

Чтобы разобраться с назначением различных баз, необходимо предварительно вспомнить некоторые положения теорет! ди г-зникг- Известие что каадое тело обладает шестью степенями свободы в дтр -ранствс iiep-ie потрем

координатным осям и вращением вок{ этИл . Есль ,: .г. чтобы узлы и детали машину., мщ оти -.-. чет.. СГ ib, yjo.ji -ы.х всей степеней свободы. Для л-п к- .. oja 1 ..ш свобод] ica,. довести ее до соприкосновег с j одной точ. и- чия чевс-Х. ей свободы деталь должна бы1>- ricnnpi-k hobi а..и n щести точках. Точка

соприкоснсзениясбачпк ледставля! . со6< .. ш нюда; п шческуюсвязь-

Призмашческое .ело ( ри -. а) ..лпакти,. . - базовой поверхностью зЛу в точках 7, 2,3, следовательно, оно лишено трех степеней свободы: перемещения вдоль оси Z и вращения относительно осей х и у. Поверхность jcOj может быть очень неровной, с выступами и углублениями. Все равно призма при ее установке найдет три базовые точки на этой поверхности и займет определенное положение.

С базовой поверхностью хОг призматическое тело контактиру---точках 4 я

5. В этом случае оно лишено еще двух степеней свободы; перемещения здоль оси у и вращения относите.ьно оси z-

С Р- в- торр ,ю >ятело контактирует в точке 6 - оно лишено одной (последне ы (перемещения вдоль оси х).

Детал! fi j., .я--;. по длинному цилиндру, лишена четырех степеней свободь- Она сохраняет только свободу перемещения вдоль оси х и

поворота , /г : юй оси.

Условимся зывать основной базой поверхность, лишающую деталь трех или четырех степеней свободы. На рис. 4.1, о основная база - поверхность xGy, на рис. 4.1, б-поверхность цилиндра, а на рис. 4.1, в - развитая плоскость 7 фланца крышки.




Условимся также называть поверхности, лишающие деташ одух степеней свободы: плосю- направляющими, а цилшщрические центрируюищми базами. Например, н: рис 4 о поверхность лОг направляющая иаза, а на рис. 4.1, в короткий цилиндрический поясок 2 крьпики -центрирующая

- Рис. 4.1

Упорной базой называют поверхность, лишающую деталь олной степени свободы (на рис. 4.1, а-поверхность

При конструировании узлов и деталей машин особый интерес представляет базирование деталей -тел вращения, т, е. колес, валов, втулок, колец, стаканов и пр.

4.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНОЙ БАЗЫ

Базирование деталей при посадах с зазором и переходных. Под базированием понимают придание детали или узлу (изделию) требуемого положения относительн выбранной системы координат П< \ погрешностью базирования понимают хклонение фактически достигнутого пшюжения детали или узла (изделия) от требуемого.

При посадках с зазором и переходных погрешность базирования зависит от величины зазора. Зазор в сопряжении вала с отверстием (рис. 4.2, л)

Z=D-d

Размеры А йк, следовательно, Z-величины случайные. Наибольший Zj и наименьший jnin вероятностные зазоры в сопряжении деталей по цилиндру:

= + 0,5/ Z = Z -~fi,5t (4.1)

где Zn = Е -е - среднее значение зазора:

/г =1,1 V / + / -рассеивание зазора.

В приведенных формулах Е и е -средние отклонения размеров отверстия и вала, определяемые соотношениями;

Е = i),5{ES + EI), - 0,3(ei + й),

где ES. es. EI, ei - верхнее и нижнее предельные отклонения размеров отверстия и вала; и -допуски размера отверстия и вала:

tES-EI;t --€s-ei.

Возможны два случая базирования:

1. Зазор готносительно мал и деталь / соприкасается с валом по шшщдру в точках о, й и по торцу в точке с (рис. 4.2. б). Между торцами детали и заплечиком вала остается клиновой зазор. Основная база в том случае - цилиндр (отверстие детали Г).

Наибольшая и наименьшая вероятностные погрешности базирования по цилиндру (рад):



Погрешность базирования на произвольном размере Л (мм);

(4.2)

те (Оц -погрешность базировшия, вычислеш1ая по (4.2), рад.

2. Зазор Z относительно велик и деталь ] полностью прилегает к торцу заплечика вала (рис. 4.2, в). Основная база -торец детали 1.

Погрешность базирования в этом случае определяется допуском i, мм пер-пенщгкулярности торца заплечика относительно оси вала.

Наибольшая погрешность базирования детали 1 по торцу (рад):

То же на произвольном размере R (мм):

Сопоставлением т и са можно определить, какая из базирующих поверхностей является основной - цилиндр или торец. При Шц > со основная база - торец, а при < CUJ - основная база - цилиндр.

Полное прилегание торцов втулки и заплечика вала возможно при относительно большой величине зазора Z Чтобы цилиндрические поверхности не мешали прилеганию деталей по торцам, должно бьпъ соблюдено условие (ищ > шпад-

Возможен случай, когда й>, > шх > итзп- При этом появляется неопределенность в базировании деталей. Неопределенность в базировании устраняют.

увеличжием размера / при сохранении поездки, добиваясь Базирования по 1ЩЛИНДРУ (юц < Шг);

увеличением зазора (изменением посадки) при сохранении размера /, добиваясь базирования по торц>- (m > ш,).

Базировавие деталей при посадках с натягом. При посадках с натягом зазор в сопряжении дета-шй отсутствует и можно было бы предположить, что детали всегда устанавливают на валу точно, без перекоса. Однако практика показывает, что вследствие возможных нецентрального приложения силы запрессовки, погрешностей геометрической формы сопряженных поверхностей, неоднородности материала и других причин даже при посадках с натягом деталь может быть установлена на валу с перекосом. Чаще всего это происходит при посадке узких деталей с относительно малым отношением l/d. В таких случаях для повышения точности базирования на валу предусматривают заплечик, к торцу которого при


W J



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 [ 18 ] 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149

© 2003 - 2024 Prom Izhora
При копировании текстов приветствуется обратная ссылка