Разделы сайта
Читаемое
Обновления Apr-2024
|
Промышленность Ижоры --> Конструирование узлов машин диаметру D (рис. 5.12), а не Д,: при этом выше точность центрирования (при одной и той же посадке допуски размера D венца и центра, i. также возможный посадочный зазор меньше); технологически проще получить точным посадочное отверстие венца гладкое. Вез уступа; меньшие затраты времени на обработку поверхности меньшего диаметра. Со;тавные л эпические колеса главных передач автомобилей ЗИЛ, Жигули , Москвич и [еют центрироваьше зубчатых венцов по диаметру D. Q- ipH центрир1Жанйи по Do выше жесткость стыка, поэтому наряду с центрирс .-м го D применяют конструкции, в которых центрирование зубчатого венца осуществляют по Д). Широкое применение имеют конические колеса круговыми зубьями, которые нарезают резцовыми головками, закрепл ровк на оправке. При этом необходимо предусмотреть свободный выход инструмента - размер а 0,5т,е (рис. 5.13), где т,е - внешний окружной модуль. 5.5. ВАЛЫ-ШЕСТЕРНИ Возможны два конструктивных исполнения шестерен зубчатых передач, за одно целое с валом [вал-шестерня) и отдельно от него {насадная шестерня). Качество (жесжость точность и т. д.) вала-шестерни оказывается выше, а стоимость изготовл ния ниже, чем вала и насадной шестерни, поэтом> все шестерни редукторов вьшолняют за одно целое с валом. Насадные шестерни применяют, например, в тех случаях, когда по условиям работь! шестерня должна быть подвижной вдоль оси вада. На рис. 5.14 показаны конструкции вала-шестерни: а - быстроюднся! (с небольшим передаточным числом) и б-тихощцной (промежуточный вал) сту-пене I двухступенчатого редуктора. Обе конструкции обеспечивают нарезание зубьев -свободным выходом инструмента. При loльшиj даточных чис наружный щаметршестерш* как правило, мало пичается от диаметра и валы-шесерю. iKoHCTpyi /к Г , 5.15, о, б. Вэтоь. ае зубья нарезают на ..оверхност!вала Вых&л оп деляют графически . . наружному диаметру (-м. раздел 10.2). Желательно избегать врезн Ш серен, так как в этом случае затруднено зубофрезерование и шлифование ,т На рис. j.ib показан вариант исполнения конического вала-шестерни. Выступающим концам валов-шестерен придают в основном коштческую форму, хотя возможна и цилиндрическая. 5.6. ЧЕРВЯЧНЫЕ КОЛЕСА Основные геометрические размеры червячного колеса определены из расчета. 4ai e всего червячные колеса изготовляют составными: центр-из серого чугун; [ИИ сталт- j- ггыи венец-из бронзы. Соединение венца с центром должно обеспечивать передачу большого вращающего момента и сравнительно небольшой осевой силы. Конструкция червячного колеса и способ соединения венца с центром зависят от объема выпуска. При единичном и мелкосерийном производапве, когда годовой объем выпуска менее 50 шт., и небольших размерах колес (di < 300 мм) зубчатые венцы соединяют - центром посадкой с натягом. Посадку выбирают по методике, изложенной в гл 6. При постоянном направлении вращения червячного колеса на наружной поверхности центра предусматривают бортик, на который направ-72 ляют осевую силу (рис. 5.17, а). Соединение венца с центром можно выполнять без бортика (рис. 5.17, б). В соединениях с относительно небольшим натягом в сп.1К зубчатого венца и центра устанавливают винты (обычно три штуки по окружности). При больших размерах колес {dn2 > 300 мм) крепление венца к центру можно осушествлять болтами, поставленными без зазора (рис. 5.17, в). В этом случае пспец предварительно центрируют по диаметру Д сопряжение центрируюших 1Юиерхностей вьшолняют по переходной посадке. Окончетелыю положение зубчатого венца определяет сопряжение его отверстия со стержнями болтов, посташтеиных без зазора. В этой конструкции необходимо предусматривать налсжное стопорение гайКИ от самоотвинчивания, пружинные спиящ>ные шайбы применять не рекочендуют. Частота вращения червячных колес, как правило, невелика, и их балансировку Hi: проводят. Поэтому нерабочие поверхности обода, диска, ступицы колеса оставляют необработанными и делают конусными с большими радиусами закруглений. Острые кромки на торцах венца притупляют фасками / 0,Sm с округ-лс1гием до стандартного значения (см. стр. 63), где т-модуль зацепления. [Химеры других основных конструктивных элементов: 5 = 2/и + 0,05Й2; So 1,255; С= (1,2... 1,3)5 , А = 0,15*;, / 0,8А. Остальные конструктивные элементы червячных колес следует принимать такими же, как для цилиндрических зубчатых колес (см. 5.1). Лри серийном производстве (годовой объем выпуска более 100 шт.) экономически выгсянее применять наплавленный венец: снижаются требования к точности обработки сопрягаемых поверхностей венца и центра, не нужны прессы для их соединения, не требуется крепление винтами. Чугунный или стальной центр нагретый до 700...800°С, закладьшают в металлическую форму, подогревают ее до 150...гООС и заливают расплашс1Шой бронзой- При остывании меаду центром и венцом возникает натяг, вызываемый усадксй затвердевающего жидкого металла венца. На ободе центра предусматривают 6...В углублений различной формы; после наплавки образуются выступы, которые дополнительно воспринимают как окружную, так и осевую силы. Толщину наплавленного венца принимают S = 2т. Наружную поверхность центра получают либо обработкой резанием, либо при отливке в кокиль. На рис, 5.18 показаны конститащи червячных колес, центры которых получены офеоткойрезанием. Вогнутую поверхность центра (рис. 5.18, с, б) получают обработкой на токарном станке. Различие между этими двумя вариантами в форме поперечных пазов, которые получают радиальной подачей фрезы: а -дисковой (ось вращения фрезы перпендикулярна оси вращения колеса); б -цилиндрической (ось вращения фрезы параллельна оси вращения колеса). Размеры пазов: b = (0,3...0,5)2; А = (0,3-..0,4)й. По технологичности и трудоемкости оба варианта равноценны. По рис. 5.18, в углубления на ободе центра высверливают.
|
© 2003 - 2024 Prom Izhora
При копировании текстов приветствуется обратная ссылка |