Разделы сайта

Читаемое

Обновления Apr-2024

Промышленность Ижоры -->  Конструирование узлов машин 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 [ 24 ] 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149

диаметру D (рис. 5.12), а не Д,: при этом выше точность центрирования (при одной и той же посадке допуски размера D венца и центра, i. также возможный посадочный зазор меньше); технологически проще получить точным посадочное отверстие венца гладкое. Вез уступа; меньшие затраты времени на обработку поверхности меньшего диаметра. Со;тавные л эпические колеса главных передач автомобилей ЗИЛ, Жигули , Москвич и [еют центрироваьше зубчатых венцов по диаметру D.

Q- ipH центрир1Жанйи по Do выше жесткость стыка, поэтому наряду с центрирс .-м го D применяют конструкции, в которых центрирование зубчатого венца осуществляют по Д).

Широкое применение имеют конические колеса круговыми зубьями, которые нарезают резцовыми головками, закрепл ровк на оправке. При этом необходимо предусмотреть свободный выход инструмента - размер а 0,5т,е (рис. 5.13), где т,е - внешний окружной модуль.

5.5. ВАЛЫ-ШЕСТЕРНИ

Возможны два конструктивных исполнения шестерен зубчатых передач, за одно целое с валом [вал-шестерня) и отдельно от него {насадная шестерня). Качество (жесжость точность и т. д.) вала-шестерни оказывается выше, а стоимость изготовл ния ниже, чем вала и насадной шестерни, поэтом> все шестерни редукторов вьшолняют за одно целое с валом. Насадные шестерни применяют, например, в тех случаях, когда по условиям работь! шестерня должна быть подвижной вдоль оси вада.

На рис. 5.14 показаны конструкции вала-шестерни: а - быстроюднся! (с небольшим передаточным числом) и б-тихощцной (промежуточный вал) сту-пене I двухступенчатого редуктора. Обе конструкции обеспечивают нарезание зубьев -свободным выходом инструмента.

При loльшиj даточных чис наружный щаметршестерш* как правило, мало пичается от диаметра и валы-шесерю. iKoHCTpyi /к Г , 5.15, о, б. Вэтоь. ае зубья нарезают на ..оверхност!вала Вых&л оп деляют графически . . наружному диаметру (-м. раздел 10.2). Желательно избегать врезн Ш серен, так как в этом случае затруднено зубофрезерование и шлифование ,т

На рис. j.ib показан вариант исполнения конического вала-шестерни.

Выступающим концам валов-шестерен придают в основном коштческую форму, хотя возможна и цилиндрическая.

5.6. ЧЕРВЯЧНЫЕ КОЛЕСА

Основные геометрические размеры червячного колеса определены из расчета.

4ai e всего червячные колеса изготовляют составными: центр-из серого чугун; [ИИ сталт- j- ггыи венец-из бронзы. Соединение венца с центром должно обеспечивать передачу большого вращающего момента и сравнительно небольшой осевой силы.

Конструкция червячного колеса и способ соединения венца с центром зависят от объема выпуска. При единичном и мелкосерийном производапве, когда годовой объем выпуска менее 50 шт., и небольших размерах колес (di < 300 мм) зубчатые венцы соединяют - центром посадкой с натягом. Посадку выбирают по методике, изложенной в гл 6. При постоянном направлении вращения червячного колеса на наружной поверхности центра предусматривают бортик, на который направ-72




ляют осевую силу (рис. 5.17, а). Соединение венца с центром можно выполнять без бортика (рис. 5.17, б). В соединениях с относительно небольшим натягом в сп.1К зубчатого венца и центра устанавливают винты (обычно три штуки по окружности).

При больших размерах колес {dn2 > 300 мм) крепление венца к центру можно осушествлять болтами, поставленными без зазора (рис. 5.17, в). В этом случае пспец предварительно центрируют по диаметру Д сопряжение центрируюших 1Юиерхностей вьшолняют по переходной посадке. Окончетелыю положение зубчатого венца определяет сопряжение его отверстия со стержнями болтов, посташтеиных без зазора. В этой конструкции необходимо предусматривать налсжное стопорение гайКИ от самоотвинчивания, пружинные спиящ>ные шайбы применять не рекочендуют.

Частота вращения червячных колес, как правило, невелика, и их балансировку Hi: проводят. Поэтому нерабочие поверхности обода, диска, ступицы колеса оставляют необработанными и делают конусными с большими радиусами закруглений. Острые кромки на торцах венца притупляют фасками / 0,Sm с округ-лс1гием до стандартного значения (см. стр. 63), где т-модуль зацепления. [Химеры других основных конструктивных элементов:

5 = 2/и + 0,05Й2; So 1,255; С= (1,2... 1,3)5 , А = 0,15*;, / 0,8А.

Остальные конструктивные элементы червячных колес следует принимать такими же, как для цилиндрических зубчатых колес (см. 5.1).

Лри серийном производстве (годовой объем выпуска более 100 шт.) экономически выгсянее применять наплавленный венец: снижаются требования к




точности обработки сопрягаемых поверхностей венца и центра, не нужны прессы для их соединения, не требуется крепление винтами.

Чугунный или стальной центр нагретый до 700...800°С, закладьшают в металлическую форму, подогревают ее до 150...гООС и заливают расплашс1Шой бронзой- При остывании меаду центром и венцом возникает натяг, вызываемый усадксй затвердевающего жидкого металла венца. На ободе центра предусматривают 6...В углублений различной формы; после наплавки образуются выступы, которые дополнительно воспринимают как окружную, так и осевую силы.

Толщину наплавленного венца принимают S = 2т.

Наружную поверхность центра получают либо обработкой резанием, либо при отливке в кокиль.

На рис, 5.18 показаны конститащи червячных колес, центры которых получены офеоткойрезанием. Вогнутую поверхность центра (рис. 5.18, с, б) получают обработкой на токарном станке. Различие между этими двумя вариантами в форме поперечных пазов, которые получают радиальной подачей фрезы: а -дисковой (ось вращения фрезы перпендикулярна оси вращения колеса); б -цилиндрической (ось вращения фрезы параллельна оси вращения колеса). Размеры пазов: b = (0,3...0,5)2; А = (0,3-..0,4)й. По технологичности и трудоемкости оба варианта равноценны. По рис. 5.18, в углубления на ободе центра высверливают.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 [ 24 ] 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149

© 2003 - 2024 Prom Izhora
При копировании текстов приветствуется обратная ссылка