Разделы сайта

Читаемое

Обновления Apr-2024

Промышленность Ижоры -->  Конструирование узлов машин 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 [ 44 ] 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149


при конструирсвании узлов валов конических шестерен предусматривают регулирование зазоров подшипников фиксирующих опор и регулирование вонического зацепления (осевого положения вала-шестерни).

По рис. 7.40 зазоры в подшипниках регулируют круглой шлицевой гайкой /, осевое положение вала-шестерни -набором тонких металлических прокладок 2. По рис. 7.41-7.43 регулирование зазоров в подшшшиках осупдаствляют набором прокладок 1, а зацепления -набором прокладок 2

С целью обеспечения возможности применения стандартного (ГОСТ 16984- 79) ключа для завинчивания круглая шлицевая гайка должна быть вынесена за пределы фланца стакана (рис. 7.43), что увеличивает осевые размеры узла и усложняет форму крышки подшипника. При применении неставдартного ключа эти недостатки можно устранить (рис. 7.40-7.42).

Примеры конструктивного оформления узлов валов конических шестерен приведены также в гл. 12 (рис. 12.5-12.9).

7.7. КОНСТРУИРОВАНИЕ ОПОР ВАЛОВ-ЧЕРВЯКОВ

Схемы осевого фиксирования валов-червяков приведены на рис. 7.44. Фиксирование от осевых смещений по схеме враспор (рис. 7.44, д; рис. 7.45) применяют при ожидаемой разности температур червяка и кч)пуса до 20 С и относительнокороткихвалах.Так,приустановкевала З0...50ммнашариковых радиально-упорных подшипниках отношение l/d не более 8, на конических роликовых г/не более 6.

Так как на червяк действует значительная осевая сила, то в опорахустанавливают радиально-упорные подшипники. Преи-132

Рис. 7.44




мушественно примешнуг коничесхие ропиксжые подшшшики (рис. 7.45, а). Шариковые радаально-упорные псдшипники примешпот при длительной непрерывной работе передачи с целью уменьшения потерь мощности и тепловыделения в опорах, а также для снижения требований к точноети изготовления деталей узла (рис. 7.45, б). Однако размеры опор, выполненных: с применением радиально-упорных шарикоподшипников, вследствие их меньшей грузшоцъеыности, больше, чем при конических роликоподшипниках. Поэтому ои)нчательныи выбор опорвалачервякаинсядаделакггпослесравнительныхрасчетови прочерчиваний. Следует иметь в виду, что по схеме враспор не рекомендуют устанавливать радиально-упорные подишшгаки с большим углом контакта (а > 18°). При необходимости применения таких подшипников, а также при больших ожидаемых температурных деформациях вала для закрепления в корпусе вала-червяка используют схему с овдой фиксирующей и одной плавающей опорами (сжма по рис. 7.44, б).

На рис. 7.46 показан наиболее распространенный вариант выполнештя <ШШрукаш1Й опоры вала-червяка. Вследствие большой осевой силы, действующей на вал червяка, в фиксирующей опоре применяют радиально-упорные подшипники; конические роликовые или шариковые с большим углом контакта. Так как радиалы1о-упс)Ные одоюрядные подшипники воспринимают осевую силу только одного направления, то для фиксации вала в обоих направлениях в фиксирукицеи опоре устанавливают два таких подшипника.

Зазоры в подшипниках фиксирующей опоры регулируют набором тонких




Рис. 7.48

металличесжих прокладок /, которые ставят под фланец крышки подшипника. Вместо регулировошых прокладок иногда мевду наружными кольцами подшипников устанавливают точно пригнанное по длине кольцо К (на рис. 7.46 показано штриховой линией).

Конструктивные исполнения фиксирующей опоры вала-червяка приведены также в гл, 12 (рис. 12.13).

При значительных осевых нагрузках в фиксирующей опоре применяют шарик( ый упорный двойной подшипник в комбинации с радиальным. Некоторые конструкции таких опор приведены 1и рис. 7.47, а, 6. Установка упорных подшипников на 1оризонтальных валах нежелателыш по следующей причине. Осевая сила нагружает сдно из крайних колец и разгружает другое. В контакте с разгруженным кольцом под действием сил инерции (гироскопический эффект) шарики проскальзьгеают. Это приводит к повышенному нагреву подшипника и к более быстрому его разрушсшпо. Чтобы избежать повышенного проскальзывания, кольца упорных подшипников поджимают пружинами (рис. 7.47, б).

Осевую фиксащпо по схеме 1а (см. рис. 3.9) применяют редко. На рис. 7.48 показана конструкция опор вала-червяка, разработанная фирмой eSKF - В фиксирующей опоре применен очень сложный в изготовлении и дорогой ша)яясовый радиально-упорный двухрядный подшипник.

Чтобы комплект вала-червяка вместе с подшипниками можно было вставить в стакан или в корпус, предусматривают зазор Ск 1...2 мм (рис. 7.47, 7.48).

7.8. ОПОРЫ ПЛАВАЮЩИХ ВАЛОВ

Плавакацими называют валы, обе опоры которых плавающие. В этом случае обеспечена возможность самоусгановки плавающего вала относительно другого вала, зафиксированного от осевых перемещений. Такая самоустановка необходима, например, в шевронных или косозубых зубчатых передачах, представляющих собой разделенный шеврон. При изготовлении колес таких передач неизбежна погрешность углового расположения зуба одного полушеврона относительно зуба другого полушеврона. Из-за этой погрешности первоначально в зацепление входят зубья только одного полушеврона. Возникающая в зацеплении осевая сила стремится сместить колесо вместе с валом цдол!. оси вала. Если позволяют опоры, то вал перемещается в такое положение, при котором в зацепление входят зубья обоих псшушеврсиов, а осевые силы, возникающие в них, уравновешены.

Осевую фиксацию вала в этом случае осуществляют не в опорах, а зубьями шевронных колес.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 [ 44 ] 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149

© 2003 - 2024 Prom Izhora
При копировании текстов приветствуется обратная ссылка