Разделы сайта

Читаемое

Обновления Apr-2024

Промышленность Ижоры -->  Конструирование узлов машин 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 [ 51 ] 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149


свинцовые бронзы, баббиты, а также неметаллические материалы (нейлон, фторопласт, текстолитовая крошка) (1, 8].

Втулки подшипников скольжения устанавливают в отверстия стенок корпусной детали (рис. 9.1, с), в отверстие свободно вращающегося зубчатого колеса (рис. 9.1, б), в отверстие сцепной полумуфты, свободно садящей на валу (рис. 9.1, в) и др.

Нередко оказывается удобным опоры скольжения валов и осей выполнять в виде отдельных комплектов. В этих слзаях втулки устанавливают в корпуса подшипников, монтируемые затем на машине. Различают корпуса подщипников: неразъемные (ГОСТ 11521-R2...11525-82) иразьемные (ГОСТ 11607~82...11611-82).

На Я1с. 9.2 показаны конструкции неразъемных корпусов. Опорная плоскость корпусов подшипников по рис. 9.2, а параллельна, а по рис. 9.2, б, в, г перпеищикулярна оси основного огвктия. Это позволяет устанавяивать их и на горизонтальных, и на вертикальных стенках узлов.

Неразъемные корпуса просты в изготовлении. Однако сборка узла при неразъемном корпусе не всегда удобна, а иногда и невозможна.

Разъемные корщ/са облегчают монтаж валов и допускают регулирование зазсюв Б подшипнике. Поэтому они имеют преимущественное применение в общем и особенно тяйжлом машиностроении. Крьпш крепят к корпусу шпильками (рис. 9.3). Чтобы предотвратить боковое относительное смещение крышки и корпуса, разъем выполняют ступенчатым. Однако это усложняет изготовление корпуса подшигашка. Поэтому в последнее время разъем делают по одной плоскости, а крьшич фиксируют относительно корпуса двумя коническими штифтами. Возможны также конструкшш корпусов с плоским разъемом без штифтов.




Рис. 9.3

Разъем корпуса лучше вьшолнять перпенгщкулярно линии действия радиальной силы. Поэтому плоскость разъема корпусов нередко вьшолняют непараллельно плоскости основания (рис. 9.3).

При разъемных корпусах применяют два вкладыша. Их вьшолняют без бортов, с одним или с дву -я сортами (рис. 9-4). Размеры конструктивных элементов, мм: толишна стенки вкладыша - (0,08 .0,10>i/- >,5, где </-диаметр цапфы вала; й = (1,0. 1, г 1,6? На наружной поверхности вкладышей около бортов делают канавки по ГОСТ 8820-69 i абл, ).

Вкладьшш без бортов приченяю! при действии в опоре только радиальной силы. При наличии кроме ргтиальной также и осевой силы используют вкладыши с одним упорным бортом Если на опору действует осевая сила в двух направлениях, тп вкладыш должен им гь дин или два борта.

Фиксирование вкладышей. Вкладыши должны быть зафиксированы в корпусе от поворота и осевых смешений. Два борта не то.1Ько воспринимают осевую силу, но и одновременно фиксируют вкладыш от осевых перемещений относительно корпуса. Поэтому часто вкладыши с двумя бортами применяют в опорах, где осевад сила совсем отсутствует или дейстауетв одном направлении. Однако нужно иметь ь виду, что выполнение сопряжения по торцам бортов требует повышенной точности размеров меаду ними и меяду торцами корпуса. Это удорожает изготовление подшипника. Поэтому не рекомендуют применение без надобности вкладышей с двумя бортами.

Наиболее распространено фиксирование вкладышей относительно корпуса короткими цилиндрическими штифтами или втулка.ми I fid {рш. 9.5). Отверстие в фиксирующей вт>лке используют для подачи масла в подшипник. Заметим, что штифты и втулки фиксируют вкладыши одновршенно ст поворота и от осевых смещений.





Установка. Подившннки скольжения в

иальноработаютпристрогойпарал-лельности осей шейки вала и отверстия вкладьш1а. Отклонение от пар:и1лельности могут бьпъ вызваны погреишостями изгоговпения деталей, их сборки и прогибами валов под нагрузксм. Чем больше длина подшипника, тем опаснее перекос осей вала и вкладьпва, приводяший к возникновению кромочных давлении. Поэтому существенное значение имеет выбсф опющення d подшипника, где /-длина, а d-диаметр отверстия вклааыша.

Чем больше нагрузка и частота вращения вала, тем меньше должно бьпъ отношение l/d. При высокой точности изготовления, сборки (оба псдшипника расположены в одном корпусе и отверстия под вкладьшш расточены за один установ) и жестких валах отношение l/d можно увеличить.

Если подшипники располагают в отдельных корпусах, то можно ожццать значительный перекос осей вала и вкладыша. Перекос возникает отпотрешностей изготовления корпусов подшитпопсов, вклапышей, плиты (пли рамы), на которой устанавливают корпуса, а также от погрешностей их установки. В лом случае отношение rf должно быть минимальным.

Оптимальные значения отношения l/dцля большинства мадвин 0,5...0,9. Для уменьшения влияния перекоса применяют самоустанавливающиеся подшипники. Наибольшее распространение ползчил сферический подшипник (рис. 9.6, а). С этой же целью применяют подгшшники с опорной поверхностью в ввде короткого цилиндрического пояска, который значительно уменьшает угловую жесткость закрепленного подщипника (рис. 9.6, б).

Ре17лнрование. При констировании подшшшиков скольжения, где требуется точное вращение вала или где возможно значителыюе изнашивание, предусматривают возможность регулирования зазора.

В разъемных подшипниках зазор регулируют взаимным радиальным смещением вкладьпией. Для этого на практике наибольшее применение находят два способа: регулирование подбором (или пршилифовкой) проктадок, которые устанавливают между крышкой и корпусом подшипника и регулировате шабрением плоскостей разъема корпуса и крыщки псдшипников.

Если нагрузка постоянно направлена на корпус подшипника, то крышка по плоскости разъема может и не сопргжасаться с корпусом. При этом регулирование зазора в подшипнике вьшолняют или одним из упомянутых вьппе способов, или системой затяжных J и распорных 2 винтов (рис. 9.7).

Осевое фвксврование валов, вращающихся в подшипниках скольжения, выполняют или в одной опоре (1 -й способ), или в двух опорах (2-й способ) (рис. 9.8). При фиксировании в одной опоре фиксируюшдя цапфа вала охватывает вкладыш пошшшнигса. Этот способ применяют при длинньк валах, когда тзмпера1урные изменения длины вала значительны.

При относительно коротких вадах применяют осевое япояфование по второму способу.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 [ 51 ] 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149

© 2003 - 2024 Prom Izhora
При копировании текстов приветствуется обратная ссылка