Разделы сайта

Читаемое

Обновления Apr-2024

Промышленность Ижоры -->  Конструирование узлов машин 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 [ 78 ] 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149

Глава 15 ВОЛНОВЫЕ ПЕРЕДАЧИ

15.1. ОСНОВНЫЕ СХЕМЫ ПЕРВЛАЧ

Основное применение имеют зубчатые волновые передачи с механическими генараторами волн и цилшщш- кнми колесами 6]. В волновой mi шшческои передаче преобразование враиргк ноп движения происходит вследствие волнового деформирования одного из звеньев механизма

Передача состоит из трех кинематических звеньев (рис. 15.1): гибкого колеса g, жесткого колеса b и генератора волн h. Гибкое колесо g вьшолняют в виде цилиндра, на кольцевом утолщении которого нарезаны наружные зубья. Гибкий тонкостенный цилиндр вьшолняет роль упругой связи между ; фсилируемым кольцевым утолщением и жестки.,! элементом передачи, которым может быть выходной вал (рис. 15,1, о) или корпус (рис. 15.1, б, в). Жесткое колесо Ь - обычное зубчатое колесо с внутренними ьями. Генератор h волн дефоршщт представляет собой водило (например, с двумя роликами), вставленное в гибкое колесо. При этом гибкое колесо, деформируясь в форме эллипса, образует по




большой оси две зош,1 зацепления (рис. 15.1, й). Генератор в большинстве случаев является ведущим лементом передачи, соединенным с входным валом. Вращение генератора с ювой скоростью соа вызьшает вращение гибкого колеса с угловой скоростью ccg (рис. 15.1, о) или жесткого колеса с вй (рис. 15.1, б, в). Передаточное отношение и волновой передачи при:

- неподвижном жестком колесе b (рис. 15.1, а) гибкое колесо вращается в направлении, обратном направлению вращения генератора:

- неподвижном гибком колесе g (рис. 15.1, б, в) жеспсое колесо вращается Б направлении вращения генератора:

В приведенных зависимостях ZgB Zb -числа зубьев соответственно гибкого и жсткого колес.

Нарис. 15.1, епоказана схема глепшчнон волновой передачи. С ее помощью осуществляют передачу вращения из герметизирсшанного пространства без применения подвижных уплотнений. Гибкое колесо g выполнено в виде глухого стакана с фланцем, которым колесо закрепляют на стенке, разделяющей пространства Ан£. Зубчатый венец гибкого колеса вьшолняют в средней части стакана.

15.2. ВЫБОР ПАРАМЕГГРОВ ЗАЦЕПЛЕНИЯ

Профиль здбьвв. в волновых передачах наиболее широко используют эвольвентные зубья, хзактеризующиеся известными технологическими достоинствами, возможностью использования существующего инструмента, способностью обеспечить под .мгр-жой достаточно высокую лшогопарность зацепления. Для нгфе-чни эвольвентньи зубьев чще всего применяют инструмент с углом исходною контура zu (ГОСТ Ь755-81).

Замечено, что напряжения в ободе гибкого зубчатого колеса уменьшаются с увеличением ширины впадины до размеров, близких или больших толщины зубьев. Эвольвентные зубья с широкой впаданой можно нарезать инструментом с уменьшенной высотой головки зуа. Профиль эвольвентных зубьев с широкой впадиной принят как основной для отечественного стандартного ряда волновых редукторов общего назначения.

Форму деформировавня гябкого колеса определяет ктструкщя генератора: с двумя роликами (рис. 15.2, о), четырефолнковый (рис. 15.2, б), дисковый (рис. 15.2 jLouoflB форм может бьпъ получена кулачковым генератором, .лачкошй генфотор лучше других сохранит заданщ/ю форму дефсаофования и поэтому является предпочтительным.

Размер Wq начального деформирования гибкого колеса является исходным при расчете параметров зацепления и геометрии генератора [6].

Геометрические параметры зачатых венцов гябкого и жесткого колес. Одним из основных геомет[Ических птаметров волновой передаш является внутренний диаметр d гибкого колеса, приб-лижетшое значение которого определяют по критерию усталостной прочностн гибкого вени,

£f = 105 V Т/ (0,1ба.1 /[Г/ {Ка \S\f) ,

где Г-вращающий момент на тихоходном валу, Н-м; ct.i -предел выносливости материала стального гибкого колеса, МПа; Ка = 1,5 + 0,0015 и -эффективный коэффициент конпентрашш напряжений; и - передаточное отношение;




[Sip =1,6..Л,7 -коэффициент безопасности, большие значения -для вероят-fi>r/z НОСТИ нераэрушения свьпие 99 %.

Для передач с кулачковым генератором найцешшй диаметр согласуют с наружным диаметром гибкого подшипника (см. ниже табл. 15.1).

Находят ширину йи1~(0,15...0,2)г/зубча- Рд(. J5 2 того венца и толщину Si гибкого колеса: Ш

Sj = 1(Г*(65 + 2,5 47) d.

Определяют диаметр окружности впадин djg=d+ 2Si. Учитывая, что диаметр dfg близок делительному диаметру гибкого колеса dg df, находят модуль = J4- Предварительно принимают: 2g = 2о для передачи по рис. 15.1, аи ц = 2и-2 для передач по рис. 15.1, б, в.

Значение модуля согласуют со стандартным:

т. мм 1-й ряд... 0,25 0,30 0,40 0.50 0,60 0,80 1,00 2-й ряд... 0,28 0,35 0,45 0,55 0,70 0,90

Далее уточняют числа зубьев , и подбирают смещения исходного контура, обеспечиваю! ползчение ; a.Jтpa 6] Вычисляют д нгелыпл, диаметры колес: гибкого dg mZg и жесткого 4, = mZj,- Находят наружный диаметр гибкого колеса d d , где hg-высота зубьев гибкого колеса. При нарезании на гибком колесе зубьев с узкой впадиной А, (1,5...2,0)/к; с широкой впадиной - (1,35...1,55)т.

Затем назначают остальные размеры гибкого колеса (см. ниже) и в соответствии с выбранной формой деформирования выполняют проверочный расчет, определяя запас сопротивления усталости.

IS.3. КОНСТРУИРОВАНИЕ ГИБКИХ И ЖЕСТКИХ КОЛЕС

Материалы гибкого и жесткого колес. Гибкие колеса волновых передач изготовляют из легированных сталей. Термической обработке - улучшению - подвергают заготовку в ввде толстой трубы (твердость НВСэ). Механическую обработку выполняют после термообработки. Зуб 1тьтР гт рекомендуют подвергать упрочне1шю: v, включая впадины или пщ аиию.

Для тяжелона .уженны.. п сих коле ри алых v при няют стали повышенной вязкосга марок ЗвХтЮА \ 7лу4шенйе и азотирование,

твердость -ердцевины 32...37 HR( - 4. 5 и ЛШ 40XH2LA чучшение, 3... 9 HR ..a, 0-1 = 480...550 МПа), которые менее чувствительнь к концентрачии напряжении. Средне- и легконагруженные гибкие колеса чаще всего изготовляют из стали марки ЗОХГСА iviii 32. 7 HRQ, o.i = 420.-.450 МПа; при

последующем дробестр;- ном заклеив или азотировании о.\ = 480...500 МПа).

Материады для сварных гибких колес должны хорошо отбиваться. Предпочтительны стали марок ЗОХГСА, 12Х18Н10Т (I8...22 HRC a.i = 280 МПа).

Жесткие колеса волновых передач характеризует менее высокое напряженное состояние Их изготовляют из обьгшых конструкционных сталей марок 45, 40Х, ЗОХГСА с твердостью на 20...30 НВ ниже твердости гибкого кодеса. Возможно выполне1ше жесткого колеса из чугуна марки ВЧбО-1,5.

Конструкщш шбких колес. На рис. 15.3 показаны наиболее распространенные



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 [ 78 ] 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149

© 2003 - 2024 Prom Izhora
При копировании текстов приветствуется обратная ссылка