Разделы сайта

Читаемое

Обновления May-2024

Промышленность Ижоры -->  Разработка конструкторской документации 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 [ 13 ] 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

Компоновка трактора

Колесный трактор


Рис. 3.9. Основные размеры универсального колесного трактора

Основные размеры универсального колесного трактора (рис. 3.9) устанавливают, исходя из следующих соображений.

Размер шин b - d (соответственно г и подбирают по наибольшей вертикальной нагрузке Zk при рабочем внутришинном давлении (см. гл. 16). Нагрузку находят по формуле

где (к - число колес на оси; Я - коэффициент нагрузки на ось: принимают для направляющей оси 0,4-0,5; для ведущей оси 0,8-0,9 (учитывая догрузку от навесной машины).

Продольную базу L находят из условия поворота трактора без тормоза с заданным радиусом pmin-

L = Pram tg ср,

где ctcp - средний угол поворота: аср = 30-35°. \

Базу проверяют на обеспечение продольной устойчивости и управляемости при навешивании тяжелых машин, создающих опрокидывающий момент Мо, значение которого для тракторов разных классов приведено ниже: Класс трактора

П------- -

Расчетный момент М. кгс-см

0,6 0,9 1.4 3 п

36 000 97 000 120 000 140 000

Минимальную продольную базу (см) определяют по формуле

fc-oiJ=srcrLrero srrar.

Дорожный просвет Ад и агротехнический просвет Аа выбирают из условия удовлеторения агротехнических требований. Для отечественных тракторов их значения составляют:

Трактор ..... Т-25 Т-40 T-28X ЮМЗ-6 МТЗ-50

Лд, мм...... 425/500 430/580 450 470

А мм...... 580/650 600/660 860 640 650

Увеличенный агротехнический просвет у хлопковых (Т-28Х), чайных тракторов получают за счет схемы 3 X 2 и введения бортовых многошестеренных (гитара) или цепных передач.

Колею В делают переменной в пределах 1200-1800 мы (для тракторов класса 0,0 тс желательна колея 1000-1500 мм). Накбольнтую колею Вщах переднего моста иногда принимают на 100-150 мм меньше наибольшей колеи ведущих колес. Все размеры остова рассчитывают для минн.малыюй колеи Smin-

высоту рамы у переднего моста выбирают из условия отклонения балансира на угол Pi (обычно 3i = 10-12 ):

n==fl + rf6 + 0,56ptgpi,

где йб-диаметр балансира; 6р - ширина рамы.

Просвет с между крылом и колесом следует брать не менее 80 мм. Ширина двери кабины 5дв;Эг 600 км, ширина прохода Snp = 250 мм. Вы.хлопная труба должна выступать над уровнем крыши кабины на высоту а 50 мм. Размер т и высоту кромки Яб топливного бака устанавливают из условия обзорности точек навески орудия с сиденья водителя.

Тракторы с четырьмя ведущими колесами применяют для увеличения тягового усилия на рыхлой почве без увеличения мгссы. Классифицируют их по размеру колес и по способу поворота. По размеру колес различают тракторы двух типов: А - со всеми колесами одинакового разкера и одной грузоподьелшости; Б - с двумя основныки большего диаметра и двумя направляющими с диаметром, равным 0,55-0,65 диаметра ос1;овных колес. По способу поворота различают тракторы: для типа А - с отклонением одной пары колес; с отклонением передней и задней пар колес; с относнтельны.м отклонением секции шарнирной рамы; с выключением и торможенне.м одной стороны; для типа Б - с отклонением направляющих колес.

Основным при конструировании трактора с четырьмя ведущими колесами одинакового размера является выбор способа поворота (рис. 2.4). Для поворота с малым радиусом отклонением одной пары колес необходимо делать большой просвет между колесом и остовом трактора, чрезмерно расширяя колею. Для уменьшения просвета и колеи применяют отклонение передней и задней пары колес, что позволяет вдвое уменьшить угол отклонения при сохранении минимального радиуса поворота. При этом на повороте задняя пара колес движется по следам передней, что улучшает проходимость. Применение шарнирной ракы позволяет, сохраняя преимущества предыдущего способа, упростить конструкцию рулевого управления, исключить применение карданных приводов к колесам и еще более приблизить колеса к остову. К ее недостаткам относятся ухудшение поперечной устойчивости при повороте и затруднение при навешивании рабочих орудий на раму.

На некоторых тракторах типа А применяют поворот выключением и притормаживанием одной стороны аналогично повороту гусеничных тракторов. Это позволяет унифицировать механизмы колесного и гусеничного тракторов, уменьшить до минимума колею, отказаться от применения карданных приводов к колесам, обеспечить устойчивое движение по прямой и малый радиус поворота. Недостатки этого способа: нагребанне земли при повороте на рыхлой почве; большой износ шин и невозможность отключить один ведущий мост, когда он не нужен для работы; неустойчивое движение (занос) при повороте, особенно на дороге с пони-




женными сцепными качествами, последний не позволяет применить его для тракторов. Двигающихся со скоростью более 15 км/ч.

Для сельскохозяйственных универсальных колесных тракторов класса до 2 тс применяют передний ведущий мост с направляющими колесами меньшего диаметра, а значит, требующими меньший просвет для их откло-, нения без задевания остова.! Такие тракторы имеют высокую степень унификации с базовой моделью 4 X 2. К недостаткам их относятся меньшая эффективность по сравнению с тракторами, имеющими четыре колеса одинакового размера.

Для мощных тракторов общего назначения применяют колеса одинакового диаметра. Примером типичной конструкции мощного колесного трактора общего назначения может служить трактор Т-150К (рис. 3.10). Он имеет шарнирную раму, части которой могут поворачиваться вокруг вертикального шарнира на 30° (для поворота трактора) и вокруг горизонтального шарнира на 18° (для переезда препятствий). Колею трактора можно изменять перестановкой колес.

Основные размеры трактора с колесами одного размера и шарнирной рамой определяют из следующих условий.

Размер шин определяют по условной вертикальной нагрузке.

Продольную базу рассчитывают из условия поворота трактора с минимальным радиусом Pmin (обычно 5-6 м), принимая положение шарнира на середине ба-зы и угол поворота а = = 3040°:

о sma

Полученное значение L проверяют на:

а) отсутствие задевания переднего колеса за заднее при повороте.

L;sdK + AK + Btg

где - наружный (геометрический) диаметр колеса; Дк - зазор между коле-

гями (не менее 20 см); .

б) допустимое перераспределение вертикальных нагрузок на оси ДО - 0,30..

: 10

Ширину в колеи определяют из условия увязки с пятикорпусным плугом для трактора класса 3 тс и восьмикорпусным - для 5 тс по формуле (3.1), принимая е = 0. Для трактора Т-150К В = 168 см (Вах = 186 см), для трактора К-700 В== 191 см.

Самоходные шасси (самоходные рамы) применяют для работы с громоздкими и тяжелыми навесными машинами (уборочными; для борьбы с вредителями; для внесения удобрений; посевными и посадочными; погрузчиками). При конструировании самоходного шасси следует предусмотреть минимальное загромождение шасси узлами собственно трактора (двигателем, трансмиссией, рулевым механизмом), оставляя возможно больше места для размещения навешиваемой машины; удобное и легкое навешивание и снятие различных машин, возможность легкого отбора мощности для их привода от двигателя шасси; возможность использования шасси на транспортных работах прн установке соответствующего кузова; хорошую видимость пути и наблюдение за работой рабочих органов навешенной машины; хорошую устойчивость как с навешенными машинами, так и без них; удобное управление шасси и навешенной машиной.

Рис. 3.11. Размерная ходного шасси Т-1в

схема само-




В универсальных самоходных шасси с двигателями мощностью 15-35 л. с. (класс 0,6-0,9 тс), предназначенных для работы с широким набором навесных машин и с кузовом на транспорте, двигатель и силовая передача расположены сзади, а спереди имеется свободное пространство для навешиваемых машин. По типу рамы и принципу навешивания различают однобрусные и двухбрусные универсальные самоходные шасси.

Однобрусное шасси (RS-0,9, ГДР) имеет центральный брус-балку, опирающуюся спереди на балансирный мост. Рабочие машины заводятся под балку и навешиваются на поперечный брус, прикрепленный к балке. Обычно машины делают двухсекционными, отдельные секции навешивают справа и слева, а затем соединяют между собой.

Двухбрусное самоходное шасси предусматривает в основном раздельную навеску: раму машины с бункерами для удобрений, семян, ядохимикатов монтируют иа раме шасси, а рабочие органы - под ней. При этом несколько уменьшаются потери на самопередвижение, поскольку большая часть веса машины передается на колеса трактора, а на опорные колеса секций, имеющие малый диаметр, приходится лишь вес рабочих органов, но затрудняется навеска и хранение полуразобранных навесных машин. Двухбрусное самоходное шасси Т-16 (рис. 3.11) имеет раму нз двух параллельных труб с приваренными снизу дырчатыми планками для крепления рабочих орудий, балансирный передний мост, силовую передачу с поперечными валами и расположенный консольно сзади двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения. Шасси оснащено выведенным вперед независимым валом отбора мощности, левым синхронным валом отбора мощности в виде хвостовика у оси ведущего колеса, гидравлической системой с двумя выносными цилиндрами.

3.4. ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ И УСТОЙЧИВОСТЬ ТРАКТОРА

Различают следующие веса трактора:

эксплуатационный (полный) G - вес трактора в полностью заправленном состоянии, с балластом и догрузкой от навесных орудий, с инструментом и води-j телем;

рабочий - вес трактора в полностью заправленном состоянии (иногда npnJ нимают половину заправки топливом) без водителя;

конструктивный 0,1 - вес трактора без водителя, топлива и воды, запасных частей и инструмента (ЗИП), балласта всех видов;

сухой - конструктивный вес без учета веса заправляемого масла.

Конструктивный вес трактора определяют для оценки качества конструкции и материалоемкости по формуле

Go = О - (Ов + 0 -f Овод) - (Стой + Обал + Сдог).

где Ов - вес воды в системе охлаждения; Ои - вес возимого ЗИПа, составляющий 10-40 кгс; Овод - вес водителя (принимают условно 70 кгс); Gon - вес топлива: G-on = TG-r + Gqct = TggNe + Gqct (здесь Т - запас времени работы до заправки: для тракторов общего назначения и пропашных 10 ч, для специальных тракторов (виноградниковых, горных самоходных шасси) Т= 6-8 ч; Оост - вес нерасходуемого остатка топлива: Оост = З-т-10 кгс; 0 и - часовой и удельный расходы топлива двигателем; - мощность двигателя: Ne = = Ли. mjVh> Яи. м - коэффициент использования мощности: для тракторов общего назначения принимают 0,9, для пропашных 0,8); Og - вес балласта, состоящего из съемных грузов и заливаемой в шины воды; Одог - догрузка от навесного орудия или полунавесного прицепа.

Вес (Gs-f Ga + Овод) является постоянным, а (Огоп + Gбaл + Gдoг) переменным, зависящим от степени заполнения топливного бака, положения орудия, степени установки балласта.

3.,. Расппедсснне веса (кгс) колесных тракторов 4x2


Трактор без водителя .... Балласт...........

в том числе:

вода в задних колесах . . грузы на задних колесах . . грузы у передних колес . .

Топливо...........

Возимые ЗИП ........

Вода системы охлаждения. . .

Конструктивный вес ......

Ведущие колеса.........

Передний мост с колесами и рулевым приводом .......

Полурама ...........

Облидовка и капот .......

Радиаторы ...........

Двигатель с воздухоочистителем Муфта сцепления н промежуточная передача .........

Главная передача .......

Рукава с конечными передачами

Тормоза ............

Рулевая колонка н управление Кабина с оборудованием . . . .

Сиденье, пол, крылья .....

Топливный бак .........

Механизм навески и прицепная

скоба.............

Бак гидросистемы с маслсм . . . Распределитель гидросистемы, аккумулятор . . ......

1675

700 J

--

1585

1500

10

30 *

210 160 120

2300 380

245 90 35

110 300 210 40 30 150 70 20

3565

3345

34 0

2950

2700

400

120 17

100 14

18,5 ***

1,6 1,5

3,3 0.7

* Вместо кабины установлен тент. * Вес только аккумулятора. водяном 19%. ** При воздушном охлаждении IS/p. Р

3.2. Распределение веса (кгс) гусеничных тракторов

Составляющая

Трактор

Трактор без водителя

Балласт .......

Топливо ........

Возимые ЗИП . . .

Вода системы охлаждения ........

Конструктивный вес

Дкигатель в сборе с муфтой сцепления н воздухоочистителем

Радиаторы (водяной к масляный).....

Коробка передач . . .

Задний мост и редуктор вала отбора моиности

Конечные передачи со ЗБсздсчкамн (две)

Т-38М

Т-74

ДТ-75М

4100

100 20

5880 130 180 25

6570 200 210 25

30 3950

45 5500

60 6100

1050

70 160

180 340

450 540

Т-150

7000

27о 30

45 6655

90 660

8140

260 30

50 7750

1290

600 610

Т-108

Среднее значение,

11 510

Т95 80

75 11 160

2 400

1 010

17,0

1,6 5,0

6 В. Я. Аиилович



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 [ 13 ] 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

© 2003 - 2024 Prom Izhora
При копировании текстов приветствуется обратная ссылка