Разделы сайта

Читаемое

Обновления Mar-2024

Промышленность Ижоры -->  Сварка металлов и сплавов плавлением 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 [ 229 ] 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253

Таблица 13-1

Тип наплавленного металла в зависимости от его химического состава

Содержание элементов, %

Прочие

с i- о

Нелегированные или низколегированные стали 0,4% С) . . .

Нелегированные или низколегированные стали (>0,4% С) . . .

Аустенитные высокомар- ганцевые стали о Аустенитные хромоникелевые стали . . . .

Хромистые стали . . .

Быстрорежущие стали

Высокохромистые специальные чугуны . . .

Хромовольфрамовые теплостойкие стали

Кобальтовые сплавы с хромом и вольфрамом

Никелевые сплавы с хромом и бором . .

Никелевые сплавы с молибденом ......

Карбидные сплавы зернистые спеченные

s£0,4

5гО,4

0,5-1,2

sS0,3 0,2-2,0 0,6-1,5

1,5-5

0,2-0,5

0,7-3,0

0,12

=3

0,5-3

0,5-3

11-16

1-8 0,3-1,5 0,5

<1,0

£С0,4

:2,0

13-30 5-30 4-6

25-35 1-5

25-33 8-18 0-18

5-25 0-5

0-4 0-5 0-3 65-85 60-80

0-1 0-1

0-1 0-10

40 45 62

0-1,5 1,5-18

0-0,5 0-3

0-15

0-1 Ti

0-l,5Nb

0-1,5 Ti

0-1,5 В

1-10

0,15-1,5

3-25

30-70

6 Fe

1-1,5

2-5 Si

2-5 В

0-20

0,2-0,6

8-35

0-2,5

4-7 Fe

200*

* Твердость по Бринелю (НВ).



Для характеристики наплавленного металла данных только о химическом составе и твердости недостаточно. В зависимости от скорости охлаждения, режима термообработки и, наконец, от ориентации первичных кристаллитов по отношению к разрушающим нагрузкам наплавленный металл одного и того же химического состава обладает разной работоспособностью.

Тип наплавленного металла выбирают на основе анализа условий службы рабочих поверхностей наплавляемой детали. Поэтому важнейшим свойством наплавленного металла является способность его сопротивляться определенным видам изнашивания. Однако пока не существует стандартных методов определения износостойкости материалов, подобных тем, при помощи которых определяют такие характеристики, как предел прочности, ударную вязкость, твердость и т. п. Изнашивание как процесс постепенного изменения размеров детали очень чувствителен к изменению условий внешнего воздействия, т. е. к условиям испытаний. Поэтому в литературе по вопросам износостойкости различных материалов содержится большое количество несопоставимых и противоречивых данных. Кроме того, условия службы различных деталей весьма разнообразны, часто одна и та же деталь подвергается одновременно нескольким видам изнашивания.

Эти обстоятельства, с одной стороны, затрудняют лабораторную оценку износостойкости наплавленного металла, а с другой - усложняют выбор оптимального металла для определенных условий эксплуатации. Натурные же испытания наплавленных деталей, которые дают наиболее достоверные результаты, очень трудоемки и требуют много времени. Для приближенной оценки износостойкости наплавленного металла ниже приведены данные по износу отдельных типов металла, полученные при помощи сравнительно распространенных методик испытаний. Износостойкость наплавленного металла рассмотрена для типов металла в соответствии с классификацией МИС.

Абразивный износ обусловлен наличием абразивной среды в зоне трения; разрушение поверхностей трения происходит в результате местного пластического деформирования, микроцарапания и микрорезания абразивными частицами. Абразивный износ испытывают многие детали почвообрабатывающих машин, загрузочных и разгрузочных устройств строительных и дорожных машин. Стойкость наплавленного металла против абразивного износа оценивали на машинах Х4-Б и ПК, разработанных М. М. Хрущовым, М. А. Бабичевым и Е. С. Берковичем.

Машина Х4-Б (рис. 13-1, а) снабжена вращающимся диском с шлифовальным полотном 7, к которому усилием Р прижат образец 2. Держатель образца имеет специальный привод радиального перемещения. За один оборот диска образец перемещается к центру на величину, равную половине диаметра образца. Машина НК (рис. 13-1, б) имеет неподвижное медное кольцо 3, по которому скользят образцы 4. Образцы закреплены в специальных держав-





Рис. 13-1 Лабораторные машины Х4 Б (а) и НК (б) для испытаний сплавов при абразивном изнашивании

ках вращающейся поперечины 5. Медное кольцо расположено на дне кольцевого сосуда 6, в котором находится вода с кварцевым песком. Условия испытаний: удельная нагрузка, нормальная к поверхности изнашивания, 0,1 кгс/мм, скорость трения -0,6 м/с, средний размер зерен абразива 0,06-0,08 мм (на электрокорундовом шлифовальном полотне машины Х4-Б) и 0,05- 0,25 мм (на машине НК). В качестве эталона использовали отто-жженную сталь 45, относительную износостойкость е определяли как отношение потери массы образца-эталона к потере массы наплавленного образца.

Как видно на рис. 13-2, наивысшей износостойкостью обладает наплавленный металл типов F и Р, т. е. с высоким содержанием вольфрама. В тип Р включены также композиционные сплавы, полученные пропиткой литого карбида вольфрама вязким сплавом-связкой. Несколько уступает упомянутым типам наплавленный металл типа G, но он значительно дешевле высоковольфрамовых сплавов. Среди сплавов типа G более высокой износостойкостью обладают заэвтектические высокохромистые чугуны с бором.

1 11

Типы наплавленного метаппа по кпассификациа МИС

Рис. 13-2. Относительная износостойкость неплавленного металла при испытаниях на машинах Х4-Б (толстые линии) и НК (тонкие линии)



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 [ 229 ] 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253

© 2003 - 2024 Prom Izhora
При копировании текстов приветствуется обратная ссылка