Разделы сайта
Читаемое
Обновления Mar-2024
|
Промышленность Ижоры --> Сварка металлов и сплавов плавлением Таблица 13-1 Тип наплавленного металла в зависимости от его химического состава Содержание элементов, % Прочие с i- о Нелегированные или низколегированные стали 0,4% С) . . . Нелегированные или низколегированные стали (>0,4% С) . . . Аустенитные высокомар- ганцевые стали о Аустенитные хромоникелевые стали . . . . Хромистые стали . . . Быстрорежущие стали Высокохромистые специальные чугуны . . . Хромовольфрамовые теплостойкие стали Кобальтовые сплавы с хромом и вольфрамом Никелевые сплавы с хромом и бором . . Никелевые сплавы с молибденом ...... Карбидные сплавы зернистые спеченные s£0,4 5гО,4 0,5-1,2 sS0,3 0,2-2,0 0,6-1,5 1,5-5 0,2-0,5 0,7-3,0 0,12 =3 0,5-3 0,5-3 11-16 1-8 0,3-1,5 0,5 <1,0 £С0,4 :2,0 13-30 5-30 4-6 25-35 1-5 25-33 8-18 0-18 5-25 0-5 0-4 0-5 0-3 65-85 60-80
* Твердость по Бринелю (НВ). Для характеристики наплавленного металла данных только о химическом составе и твердости недостаточно. В зависимости от скорости охлаждения, режима термообработки и, наконец, от ориентации первичных кристаллитов по отношению к разрушающим нагрузкам наплавленный металл одного и того же химического состава обладает разной работоспособностью. Тип наплавленного металла выбирают на основе анализа условий службы рабочих поверхностей наплавляемой детали. Поэтому важнейшим свойством наплавленного металла является способность его сопротивляться определенным видам изнашивания. Однако пока не существует стандартных методов определения износостойкости материалов, подобных тем, при помощи которых определяют такие характеристики, как предел прочности, ударную вязкость, твердость и т. п. Изнашивание как процесс постепенного изменения размеров детали очень чувствителен к изменению условий внешнего воздействия, т. е. к условиям испытаний. Поэтому в литературе по вопросам износостойкости различных материалов содержится большое количество несопоставимых и противоречивых данных. Кроме того, условия службы различных деталей весьма разнообразны, часто одна и та же деталь подвергается одновременно нескольким видам изнашивания. Эти обстоятельства, с одной стороны, затрудняют лабораторную оценку износостойкости наплавленного металла, а с другой - усложняют выбор оптимального металла для определенных условий эксплуатации. Натурные же испытания наплавленных деталей, которые дают наиболее достоверные результаты, очень трудоемки и требуют много времени. Для приближенной оценки износостойкости наплавленного металла ниже приведены данные по износу отдельных типов металла, полученные при помощи сравнительно распространенных методик испытаний. Износостойкость наплавленного металла рассмотрена для типов металла в соответствии с классификацией МИС. Абразивный износ обусловлен наличием абразивной среды в зоне трения; разрушение поверхностей трения происходит в результате местного пластического деформирования, микроцарапания и микрорезания абразивными частицами. Абразивный износ испытывают многие детали почвообрабатывающих машин, загрузочных и разгрузочных устройств строительных и дорожных машин. Стойкость наплавленного металла против абразивного износа оценивали на машинах Х4-Б и ПК, разработанных М. М. Хрущовым, М. А. Бабичевым и Е. С. Берковичем. Машина Х4-Б (рис. 13-1, а) снабжена вращающимся диском с шлифовальным полотном 7, к которому усилием Р прижат образец 2. Держатель образца имеет специальный привод радиального перемещения. За один оборот диска образец перемещается к центру на величину, равную половине диаметра образца. Машина НК (рис. 13-1, б) имеет неподвижное медное кольцо 3, по которому скользят образцы 4. Образцы закреплены в специальных держав- Рис. 13-1 Лабораторные машины Х4 Б (а) и НК (б) для испытаний сплавов при абразивном изнашивании ках вращающейся поперечины 5. Медное кольцо расположено на дне кольцевого сосуда 6, в котором находится вода с кварцевым песком. Условия испытаний: удельная нагрузка, нормальная к поверхности изнашивания, 0,1 кгс/мм, скорость трения -0,6 м/с, средний размер зерен абразива 0,06-0,08 мм (на электрокорундовом шлифовальном полотне машины Х4-Б) и 0,05- 0,25 мм (на машине НК). В качестве эталона использовали отто-жженную сталь 45, относительную износостойкость е определяли как отношение потери массы образца-эталона к потере массы наплавленного образца. Как видно на рис. 13-2, наивысшей износостойкостью обладает наплавленный металл типов F и Р, т. е. с высоким содержанием вольфрама. В тип Р включены также композиционные сплавы, полученные пропиткой литого карбида вольфрама вязким сплавом-связкой. Несколько уступает упомянутым типам наплавленный металл типа G, но он значительно дешевле высоковольфрамовых сплавов. Среди сплавов типа G более высокой износостойкостью обладают заэвтектические высокохромистые чугуны с бором.
Рис. 13-2. Относительная износостойкость неплавленного металла при испытаниях на машинах Х4-Б (толстые линии) и НК (тонкие линии)
|
© 2003 - 2024 Prom Izhora
При копировании текстов приветствуется обратная ссылка |