Разделы сайта

Читаемое

Обновления Mar-2024

Промышленность Ижоры -->  Пространственные размерные цепи 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 [ 204 ] 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243

Избрание метода и средств достижения точности замыкающего звена в ряде случаев требуют изменения системы простановки размеров в рабочих чертежах деталей и назначения допусков с учетом размерных связей, возникающих в избранном варианте построения технологического процесса сборки изделия при намеченной оснастке.

Вернемся к примеру с щестеренным насосом. Чтобы провести размерный анализ конструкции насоса, примем перечисленные выше зазоры (см. п. 2.2.2) в качестве замыкающих звеньев размерных цепей. Тогда задача размерного анализа сведется к установлению заложенных в конструкции насоса .методов достижения точности этих замыкающих звеньев, правильности просгавленных размеров и допусков на чертежах деталей насосов. Далее оценивается эффективность заложенных конструктором методов достижения точности за.мыкающих звеньев.

Чтобы оценить эффективность методов достижения точности замыкающих звеньев, необходимо знать не только конструкцию насоса, но и объем выпуска изделия. В связи с этим зададимся выпуском насоса в количестве 100 000 штук в год при общем выпуске по неизменным чертежам 300 ООО штук.

На рис, 2.2.2 приведен чертеж шестеренного насоса с размерны.ми цепями, где замыкающими звеньями являются зазоры; А - зазор между зубчатым колесом н корпусом; - зазор между корпусом и торцами зубчатых колес; йл - боковой зазор .между зубьями зубчатых колес; Гд -зазор между торцом оси ведомого зубчатого колеса и крышкой корпуса; Дд- зазор между корпусом и торцом зубчатого колеса.

Определим метод достижения точности замыкающего звена на примере размерной цепи радиального зазора As,:

/д-= - Л, + А, - А:. + A4+Ai.

Числовое значение звеньев размерной цепи Л согласно чертежам деталей приведены в габл. 2.2.1.

Тогда As,= - 48,75 + О г О + О + 48,75 = 0.

Если принять в качестве метода достижения /д метод полной взаимозаменяемости, то

Г = 0,017 + 0.03 + 0.072 н 0.05 0,05 - 0,219 мм, а координата середины поля допуска

Мд - о.-1 Ло- До.. До ., + До ; До , -- 0,008 н О -Ю + О * 0,1 = 0,108 мм.




Рис. 2.2.2. Размерные цепи шестеренного насоса

Таблица 2.2.1

Звено

Номинал

Ai, мм

Допуск 6, мм

Координата середины поля допуска Aq , мм

Сущность допустимого отклонения

48.75

0.017

-0,008

Предельно допусти.мое значение биения поверхности выступов зубьев относительно отверстия

0,03

Верхнее предельное значение зазора в подшипнике

0,072

Предельное допустимое значение биения наружной поверхности втулки относительно ее отверстия

0,05

48,75

0,05



Верхнее и нижнее предельные отклонения замыкающего звена: а =0Л08+ =0,2175 мм;

а% = 0а08- =0,002 мм.

Техническими условиями на насос зазор задан в пределах 0,07...0,15 мм. Таким образом, при допусках на размеры деталей, заданных чертежами, рассчитывать на достижение требуемого радиального зазора методом полной взаимозаменяемости не приходится.

Из оставшихся четырех методов методы регулировки и пригонки не предусмотрены конструкцией насоса. Метод групповой взаимозаменяемости применять нецелесообразно из-за большого числа звеньев. Остается метод неполной взаимозаменяемости.

Проверим возможность достижения радиального зазора в требуемых пределах по методу неполной взаимозаменяемости, считая экономически эффективным риск 0,27 % (коэффициент риска / = 3) при условии, что рассеяние погрешностей составляющих звеньев подчинено закону Гаусса

К =1/9-

При это.м целесообразно несколько уменьшить зазор в подшипниках, который обычно назначается для насосов среднего давления в пределах 0,002...0,003 от диаметра вала. Для вала диаметром 15 мм можно считать допустимым зазор в подшипниках 0,03...0,045 мм, Изменив в соответствии с этим значение Т , при достижении точности радиального зазора по методу неполной взаимозаменяемости, можно ожидать погрешности Лд в пределах

JIaJI, =Зд-(0,017-+0,03-+0,045+0,05-) =0,09 мм.

Тогда

а% =0,108 + -= 0,153 мм;

аХ =0,108-- = 0,063 мм.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 [ 204 ] 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243

© 2003 - 2024 Prom Izhora
При копировании текстов приветствуется обратная ссылка