Разделы сайта
Читаемое
Обновления Mar-2024
|
Промышленность Ижоры --> Пространственные размерные цепи Произвольное назначение координат середин полей допусков составляющих звеньев может привести к тому, что у компенсатора не окажется нужного запаса материала для пригонки. Для того чтобы обеспечить на компенсаторе минимально необходимый слой материала (припуск) для пригонки, и в то же время достаточный для устранения максимального отклонения замыкающего звена, в координату середины поля допуска компенсирующего звена необходимо ввести поправку Дк. Пусть в трехзвениой размерной цепи А (рис. 1.3.30) требуемая точность замыкающего звена характеризуется величинами Т и Aq ; T и Т2 - поля допусков составляющих звеньев, экономически целесообразные для данных производственных условий; Дц и AJ, - координаты середин полей расширенных допусков. При этих допусках отклонения замыкающего звена возможны в пределах Т при координате середины полей допуска М . Наибольшее возможное отклонение отстоит от верхней фаницы Т на величину А к, значение которой может быть определено следующим путем: Ам, =А+Д,;
Рис. 1.3.30. Схема определения направления Отсюда Д, = 0,5 5, + д;, - Aq . Если в качестве компенсирующего выбрать уменьшающее составляющее звено Ai, то для обеспечения необходимого припуска на пригонку надо в координату Дц ввести поправку Д придав положение, показанное на рисунке штриховыми линиями и характеризуемое координатой Ajj . Новое значение координаты До изменит положение Т , приведет к совмещению его верхней фанищ>1 с верхней фаницей и обеспечит минимальный припуск на пригонку. Обобщая рассмофенный случай и распросфаняя выводы на размерные цепи с любым числом составляющих звеньев, можно записать: Ak=0,55,+X0-4- Отметим, что для усфанения недостатка или излишка припуска на компенсирующем звене, если оно уменьшающее, поправку Дк вносят в координату середины его поля допуска со своим знаком. Если компенсирующим является увеличивающее звено, то поправку Д вносят в координату середины его поля допуска со знаком, обратным полученному при вычислении. Пример расчета зазора (рис. 1.3.11) методом пригонки. Примем в качестве компенсирующего звена толщину Аз проставочного кольца. Установим на составляющие звенья экономически целесообразные поля допусков и зададим координаты, мм, середин полей допусков: Звено.................................. -Ах Аг -А Та, ................................... 0,3 0,4 0,1 До,...................................-0,15 +0,20 +0,25 При этих значениях Т. допуск замыкающего звена будет равен =11а, =0,3 + 0,4 + 0,1 = 0,8 мм. (=1 Наибольшая возможная компенсация 5=Т -Т =0,8-0,2 = 0,6 мм. Для того чтобы компенсатор имел необходимую для пригонки толщину, в координату середины поля допуска звена Аз следует ввести поправку Д, = 0,5 5, + XЛ, Аол, -0А,= 0,5 0,6 + (0,15 + 0,2 - 0,25) - 0,1 = 0,3 мм. Поскольку компенсирующим является уменьшающее составляющее звено, то поправка Дк должна быть введена в координату середины его поля допуска со своим знаком. Отсюда rj = 0,25 + 0,3 = 0,55 мм. Расчет размерных цепей методом регулировки. Принципиально метод аналогичен методу пригонки, различие заключается лишь в способе изменения размера компенсирующего звена. В отличие от метода пригонки методом регулировки достаточно просто можно решать задачи придания требуемого углового положения детали в машине. На рис. 1.3.31 приведена конструкция, позволяющая обеспечивать методом регулировки параллельность оси вала в горизонтальной и в одной из вертикальных координатных плоскостей. Вал устанавливают в средней опоре, а затем на его концах монтируют крайние опоры. Имея возможность перемещаться в направлении осей X н Z, крайние опоры / и 2 выполняют роль подвижных компенсаторов. Перемещая их, добиваются требуемой параллельности оси вала в у/ Рис. 1.3.31. Схема достижения параллельности оси вала основанию с помощью подвижных компенсаторов: 1 ч 2 - опоры
|
© 2003 - 2024 Prom Izhora
При копировании текстов приветствуется обратная ссылка |