Разделы сайта

Читаемое

Обновления Mar-2024

Промышленность Ижоры -->  Пространственные размерные цепи 

1 2 3 4 5 6 7 8 [ 9 ] 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243


Тизг

Рис. 1.2.5. Зависимости брака и себестоимости изделия от допуска (заштрихованные участки соответствуют рациональным допускам на изготовление)

Опыт машиностроения показывает, что вследствие недостаточности знаний для исчерпывающего объяснения явлений, происходящих при работе изделий, и недостатков инженерных методов расчета приходится ужесточать допуски. В то же время безграничное увеличение допуска на изготовление, как следует из рис. 1.2.5, нецелесообразно. Действительно, поскольку кривые асимптотически приближаются к осям, то при каком-то значении допуска на изготовление дальнейшее его увеличение не приведет практически к снижению себестоимости изготовления изделий и не снизит брак. Зависимости себестоимость эксплуатации - допуск на эксплуатацию носят аналогичный характер. Задача конструктора состоит в делении допуска на две рациональные части таким образом, чтобы получить наименьшие затраты общественно полезного труда.

Рассмотрим связи выходных показателей качества конструкции изделия со служебным назначением на примере шестеренного насоса трактора (рис. 1.2.6).

Шестеренный насос предназначен для подачи смазочного материала к трущимся поверхностям деталей трактора под давлением 0,6 МПа. Насос должен обеспечить подачу масла не менее 30 л/мин при частоте вращения зубчатых колес 39 с .

Как следует из служебного назначения шестеренного насоса, он должен обеспечивать заданную производительность, быть долговечным, без превышения уровня шума заданных фаниц и др.

Проанализируем достаточность и правильность заданных технических требований (являющихся выходными показателями качества) насоса, обусловленных его служебным назначением. К таким выходным по-



кшателям относятся значения радиально-i о, бокового, торцового зазоров с указанными на них допусками. Фактическая подача масла насосом

где Qr - теоретическая подача масла насосом за один оборот зубчатых колес, п/мин; п - частота вращения зубчатых колес, с ; Qy - утечка масла, л/мин; (Лс - потери при всасывании, л/мин.

При нагнетании возможны утечки масла:

Qy= Qy.

Qy. + Qy.


где - утечка через радиальные зазоры между зубьями и корпусом; Q -

утечка, обусловленная неплотностью контакта зубьев; Q - утечка через торцовые зазоры между корпусом и зубча-1ММИ колесами. Числовые значения от-кионсний и утечек приведены в lafwi. 1.2.1.

Как следует из табл. 1.2.1, нормы допустимых утечек и потерь при всасывании позволяют определить величины попусков на параметры, от которых зави-Iчг утечки и потери. В частности, исходя п t установленной нормы утечки масла Qy, находят нормы утечек Qy, Qy, Qy, а

исходя из них определяют наибольший допустимый радиальный зазор, ооковой зазор между зубьями, торцовый зазор. Устанавливая наимень-тпс допустимые зазоры, следует учитывать условия трения зубчатых MHICC о корпус и возможность заклинивания их при нафеве во время ра-

()01>.

Рис. 1.2.6. Обший вид шестеренного насоса трактора:

1 - корпус; 2 - ведомое зубчатое колесо; 3 - штифт: 4 - валик; 5,9- втулка; 6,7 - зубчатое колесо; 8 - ось; Ю- винт; / / - шайба; 12 - крышка



Таблица 1.2.1

Причина утечки масла

Верхнее предельное отклонение зазора, мм

Возможная утечка масла, л/мин

Радиальные зазоры

0,15

0,44

Боковой зазор между зубьями зубчатых колес

0,45

4,49

Торцовый зазор между зубчатыми колесами и корпусом

0,12

Всего

6,73

К другим характеристикам служебного назначения насоса относятся долговечность зубчатой пары, бесшумность работы насоса.

Долговечность зубчатой передачи зависит не только от материала зубчатых колес, но и от величины и расположения пятна контакта зубьев колес, от которого зависят величины удельных нагрузок, воспринимаемых зубьями, а следовательно, и их долговечность. Таким образом, пятно контакта также входит в состав выходных показателей конструкции насоса.

В свою очередь, значения характеристик пятна контакта, его расположение являются функцией относительного положения зубчатых колес, одним из параметров относительного положения которых является величина бокового зазора (таким образом, боковой зазор тоже является выходным показателем точности конструкции насоса, влияющим на его долговечность).

Другим требованием служебного назначения насоса является допустимый уровень шума: уровень звукового давления при работе насоса во время работы не должен превышать 85 дБ. Уровень шума работы насоса во многом зависит от легкости и плавности работы зубчатой пары, что во многом определяется величиной бокового зазора.

Итак, из изложенного видно, что радиальные зазоры, боковой зазор между зубьями зубчатых колес, торцовый зазор между зубчатыми колесами и корпусом являются выходными показателями качества точности конструкции насоса, определяющими его способность выполнять служебное назначение.

В общем случае каждый из перечисленных выходных показателей качества применительно к тому или иному типу изделия конкретизирует-



1 2 3 4 5 6 7 8 [ 9 ] 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243

© 2003 - 2024 Prom Izhora
При копировании текстов приветствуется обратная ссылка