Разделы сайта
Читаемое
Обновления Mar-2024
|
Промышленность Ижоры --> Пространственные размерные цепи Тизг Рис. 1.2.5. Зависимости брака и себестоимости изделия от допуска (заштрихованные участки соответствуют рациональным допускам на изготовление) Опыт машиностроения показывает, что вследствие недостаточности знаний для исчерпывающего объяснения явлений, происходящих при работе изделий, и недостатков инженерных методов расчета приходится ужесточать допуски. В то же время безграничное увеличение допуска на изготовление, как следует из рис. 1.2.5, нецелесообразно. Действительно, поскольку кривые асимптотически приближаются к осям, то при каком-то значении допуска на изготовление дальнейшее его увеличение не приведет практически к снижению себестоимости изготовления изделий и не снизит брак. Зависимости себестоимость эксплуатации - допуск на эксплуатацию носят аналогичный характер. Задача конструктора состоит в делении допуска на две рациональные части таким образом, чтобы получить наименьшие затраты общественно полезного труда. Рассмотрим связи выходных показателей качества конструкции изделия со служебным назначением на примере шестеренного насоса трактора (рис. 1.2.6). Шестеренный насос предназначен для подачи смазочного материала к трущимся поверхностям деталей трактора под давлением 0,6 МПа. Насос должен обеспечить подачу масла не менее 30 л/мин при частоте вращения зубчатых колес 39 с . Как следует из служебного назначения шестеренного насоса, он должен обеспечивать заданную производительность, быть долговечным, без превышения уровня шума заданных фаниц и др. Проанализируем достаточность и правильность заданных технических требований (являющихся выходными показателями качества) насоса, обусловленных его служебным назначением. К таким выходным по- кшателям относятся значения радиально-i о, бокового, торцового зазоров с указанными на них допусками. Фактическая подача масла насосом где Qr - теоретическая подача масла насосом за один оборот зубчатых колес, п/мин; п - частота вращения зубчатых колес, с ; Qy - утечка масла, л/мин; (Лс - потери при всасывании, л/мин. При нагнетании возможны утечки масла: Qy= Qy. Qy. + Qy. где - утечка через радиальные зазоры между зубьями и корпусом; Q - утечка, обусловленная неплотностью контакта зубьев; Q - утечка через торцовые зазоры между корпусом и зубча-1ММИ колесами. Числовые значения от-кионсний и утечек приведены в lafwi. 1.2.1. Как следует из табл. 1.2.1, нормы допустимых утечек и потерь при всасывании позволяют определить величины попусков на параметры, от которых зави-Iчг утечки и потери. В частности, исходя п t установленной нормы утечки масла Qy, находят нормы утечек Qy, Qy, Qy, а исходя из них определяют наибольший допустимый радиальный зазор, ооковой зазор между зубьями, торцовый зазор. Устанавливая наимень-тпс допустимые зазоры, следует учитывать условия трения зубчатых MHICC о корпус и возможность заклинивания их при нафеве во время ра- ()01>. Рис. 1.2.6. Обший вид шестеренного насоса трактора: 1 - корпус; 2 - ведомое зубчатое колесо; 3 - штифт: 4 - валик; 5,9- втулка; 6,7 - зубчатое колесо; 8 - ось; Ю- винт; / / - шайба; 12 - крышка Таблица 1.2.1
К другим характеристикам служебного назначения насоса относятся долговечность зубчатой пары, бесшумность работы насоса. Долговечность зубчатой передачи зависит не только от материала зубчатых колес, но и от величины и расположения пятна контакта зубьев колес, от которого зависят величины удельных нагрузок, воспринимаемых зубьями, а следовательно, и их долговечность. Таким образом, пятно контакта также входит в состав выходных показателей конструкции насоса. В свою очередь, значения характеристик пятна контакта, его расположение являются функцией относительного положения зубчатых колес, одним из параметров относительного положения которых является величина бокового зазора (таким образом, боковой зазор тоже является выходным показателем точности конструкции насоса, влияющим на его долговечность). Другим требованием служебного назначения насоса является допустимый уровень шума: уровень звукового давления при работе насоса во время работы не должен превышать 85 дБ. Уровень шума работы насоса во многом зависит от легкости и плавности работы зубчатой пары, что во многом определяется величиной бокового зазора. Итак, из изложенного видно, что радиальные зазоры, боковой зазор между зубьями зубчатых колес, торцовый зазор между зубчатыми колесами и корпусом являются выходными показателями качества точности конструкции насоса, определяющими его способность выполнять служебное назначение. В общем случае каждый из перечисленных выходных показателей качества применительно к тому или иному типу изделия конкретизирует-
|
© 2003 - 2024 Prom Izhora
При копировании текстов приветствуется обратная ссылка |