Разделы сайта

Читаемое

Обновления Apr-2024

Промышленность Ижоры -->  Пространственные размерные цепи 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 [ 98 ] 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243

При установке редуктора на основание отклонения формы поверхностей баз приведут к контакту корпуса редуктора с основанием в трех случайно расположенных точках, например, в точках / 3. Предположим, что точки / и 2 расположены одна за другой. При закреплении винтом 4 под воздействием сил AlAiредуктор повернется относительно линии, соединяющей точки / и 2, и соприкоснется с основанием с правой стороны. При закреплении сдеформируются не только донная часть и полки корпуса, но и его боковые стенки, что может нарушить положение подщипников и привести к защемлению вала; деформируются и крепежные детали, из-за чего их работа не будет соответствовать расчетной схеме.

В связи с изложенным очевидно, что точность сборки во многом зависит от того, как прикладываются силы зажима и в какой последова-зельности. На рис. 1.6.34 показано - на примере фиксации положения головки блока автомобильного мотора, - как правильно завинчивать гайки, чтобы свести к минимуму погрешность, обусловленную деформацией крышки.

Правильная последовательность закрепления винтов или гаек на шпильках основывается на принципе сокращения упругих деформаций сопрягаемых деталей в направлении от середины к краям или, другими словами, на принципе располовинивания погрешностей. Для этого вначале необходимо закрепить винты или гайки, расположенные на пересечении осей симметрии сопрягаемых (юверхностей деталей, затем, в направлении осей симметрии (крест на крест), переходить постепенно к винтам, расположенным на наиболее удаленных расстояниях. Правильная последовательность затягивания гаек на рис. 1.6.34 показана последовательностью номеров гаек.

Упругие деформации деталей оказывают существенное влияние Eia точность сборки в тех случаях, когда детали отличаются е1изкой жесткостью. Так, например, базирующие детали многих машин отличаются недостаточной жесткостью, благодаря чему они легко деформируются в процессе монтажа на них ряда сборочных единиц, поэтому возникают трудности достиже-ЕЕия требуемой точности относительного ЕЕоложения сборочных единиц.

При монтаже тонкостенных дета-11СЙ они часто деформируются, что при-Еюдит к искажению геометрической ()ормы, особенно в тех случаях, когда соединение осуществляется с натягом. В

Рис. 1.6.34. Схема последовательности затягивания гаек при монтаже крышки с целью уменьшения ее деформации




Рис. 1.6.35. Соединение деталей методом запрессовки:

а - теоретическая схе.ма соединения; /-ориентация деталей; Я-запрессовка; /-полученное соединение; б - схе.ма продольно-прессового соединения и возникших при это.м напряжений

таких соединениях охватываемая деталь имеет больший наружный размер, чем размер отверстия в охватывающей детали, в результате в материалах соединенных деталей возникают напряжения и силы трения, препятствующие их сдвигу. Вследствие натяга на поверхностях контакта возникают давления Р, определяющие характер деформирования охватываемой и охватывающей деталей. Теоретическая диафамма запрессовки и схема продольно-прессового соединения приведены на рис. 1.6.35. а к б.

Отклонения формы поверхностей сопряжения соединяемых деталей приводят к неравномерному распределению давления и деформаций деталей как в процессе соединения, так и по завершении его. Это вызывает неравномерные расширения охватывающей и усадку охватываемой деталей в их продольном и поперечном направлениях. В результате могут возникнуть не только отклонения формы отверстия во втулке и наружной поверхности охватывающей детали, но и отклонения относительно положения собранных деталей.

Аналогичные явления вызывает и неоднородность свойств материалов соединяемых деталей. Неравномерные упругие свойства материалом деталей в различных их частях отражаются на распределении давлений, а следовательно, на качестве и точности соединения деталей с натягом.



Другой причиной неправильного положения детали после ее монтажа является несоответствие конструкторских баз детали требованиям, предъявляемым к базам. В результате изменяется назначение этих баз, что приводит к другой схеме базирования и погрешности установки детали.

В процессе сборки требуется обеспечить заданную точность не только относительного положения деталей в изделии, но и точность их движения. Часто в изделиях требуется обеспечить точность вращения деталей, например, шпинделей, которая характеризуется радиальным и осевым биением. В связи с этим рассмотрим причины, порождающие эти биения.

Причинами биения в осевом направлении вращающихся деталей является наличие у торцовых поверхностей отклонений от плоскостности и перпендикулярности к оси вращения у двух сопрягаемых деталей, из которых одна вращается или вращаются обе с разной частотой.

Особенность влияния отклонений от перпендикулярности торцовых поверхностей сопрягаемых деталей на биение в осевом направлении заключается в избирательном законе их суммирования. Согласно этому закону, из двух отклонений от перпендикулярности сопрягаемых торцов деталей на осевое биение влияет только наименьшая погрешность.

Как следует из рис. 1.6.36 при вращении вала, когда торец у корпуса не имеет отклонения от перпендикулярности к оси отверстия, колебание стрелки индикатора будет 0.

В случае отклонения торцов корпуса сОк и вала сОв от перпендикулярности при условии, что СОк < й)в, стрелка индикатора за оборот покажет величину отклонения, равную сОк (рис. 1.6.36,6), а в третьем случае (рис. 1.6.36, в), когда СОк > Шв, стрелка индикатора покажет сОв.

При наличии нескольких пар из вращающихся и невращающихся деталей (рис. 1.6.36, г), наибольшая суммарная погрешность осевого перемещения будет равна сумме наименьших отклонений от перпендикулярности поверхностей торцов сопрягаемых деталей в каждой паре. Так, псевое биение сооб = С0 + соз + СО5 + СО7.

Другой погрешностью при сборке вращающихся деталей является радиальное биение центра сечения и пространственное биение оси исгали.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 [ 98 ] 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243

© 2003 - 2024 Prom Izhora
При копировании текстов приветствуется обратная ссылка